ШАЛКИНО.

Первые жители села Шалкино.
По материалам переписей первой половины 18 века.
     /1697 - 1747 г.г./
История, краеведение и генеалогия сел Павловского района Ульяновской области

Главная / Первые жители села Шалкино. По материалам переписей первой половины 18 века.

Первопоселенцы села Шалкино. По материалам переписей первой половины 18 века.

Мордва Хвалынского уезда

    Мордва Хвалынского уезда. Фотогравюра конца ХIХ в.
   В 1697 году несколько мордовских семейств во главе с Шалкой Петаевым и Илюшкой Алакаевым переселяются на земли по реке Калмантай, принадлежавшие их предкам, на «дедовские старые вотчины, которыми они владеют по крепостям из Свияжска сто тридцать первого года» (1623 год в современном летоисчислении). Новые поселения получают названия деревня Шалкина (по имени Шалки Петаева) и деревня Илюшкина (по имени Илюшки Алакаева).

Изначально деревня Шалкина была не большим поселением, всего 16 дворов. Вероятно, в начале 18 века, это была одна из самых малочисленных деревень в округе. Для сравнения мордва, пришедшая с Илюшкой Алакаевым образовала 36 дворов, в Калмантае проживало 27 дворов, деревня Найман насчитывала 26 дворов, Раштановка – 30 дворов, Азранина (современная Новая Алексеевка) – 33, а в Пичеуре (современный Старый Пичеур) было 56 дворов.

Первопоселенцами новой деревни вместе с Шалкой Петаевым, согласно данным переписей, были мордва из сословия ясашных крестьян: Налка Максаев, Еделька, Смольней, Тангай, Томилка, Кечемас, Ведяш, Тяпа, Москай (о них известны только имена), а также семьи Шукшиных, Сейтовых, Кечатовых, Пурасевых, Русяевых, у которых сложно определить имя главы семейства.

Основатели деревни, переселившиеся с семьями на реку Калмантай, находились в возрасте 35-50 лет. К моменту первых дошедших до нас переписей жителей деревни (1719 год) почти все они умерли, в том числе Шалка Петаев и его жена Матрена, хотя им должно было быть не более 65-70 лет. Вероятно, в те времена предельный возраст жизни для большинства крестьян мужского пола составлял 60 лет. Лишь двое - Налка Максаев, 50 лет, и Петай Тангаев, 60 лет, самые младшие из глав семейств первопоселенцев, указаны в переписях 1719 года живыми.
Всего же с Шалкой переселились около 60 человек, из которых было 42 мужчин и 17 женщин. Половину из сорока жителей мужского пола составляли дети основателей – подростки от 10 до 20 лет, всего около 20 человек, еще было двое малолетних мальчиков, а также несколько холостых мужчин, вероятно младшие братья или другие родственники семейных.

Женщин было значительно меньше. Это были жены и несколько дочерей переселившихся ясашных крестьян, вероятно не больше 3-4 девочек.

Жители деревни Шалкиной по переписи 1719 года
    22 января 1719 года вышел Указ Петра I о проведении ревизии (переписи) всего податного мужского населения: «….брать во всех Губерниях сказки…сколько где в которой волости, в селе или в деревне крестьян, бобылей задворных и деловых людей (которые имеют свою пашню) по именам есть мужескаго пола, всех, не обходя от стараго до самого последнего младенца, с летами их…»

В июле 1719 года в деревню Шалкину прибыл подьячий Федор Адмиреев с писцом и, вероятно, в сопровождении воинской команды, потому что население крайне негативно относилось к переписчикам.

Как следует из текста ревизской сказки «…деревни Шалкиной ясашная мордва староста Мурзайка Шукшин, рядовые Алмакай Шалкин и Оська Ведяшев с товарищи выслушали оный имянной его царского величества указ и по своей вере, по шерти сказали ….что в деревне Шалкиной ясашной мордвы 15 дворов…А буде мы староста Мурзайка Шукшин с товарыщи в сей сказке сказали ложно или кого мужеска полу утаили и за то указал бы великий государь учинить нам жестокое наказание безо всякие пощады что его царского величества указом повелевает да сверх того за всякую утаенную душу и с того двора в котором утайка явится лучшего человека взять в солдаты не в зачет положенных рекрутов».

Действительно, за утайку (не внесение человека в ревизскую сказку) старостам ясачных крестьян и их помощникам полагалось жестокое наказание. За попытку обмануть государство, согласно царскому указу, их было велено «бить кнутом нещадно», а самого крепкого и здорового мужчину из того двора, в котором скрыли человека от переписи, забирали в солдаты.

В ясашных деревнях было еще не самое жестокое наказание за утайку. Так, к примеру, за сокрытие от переписи крестьян, принадлежавших монастырям или непосредственно царю, приказчика или старосту ждала смертная казнь.

Несмотря на суровое наказание, случаи утаивания от внесения в переписные книги были повсеместными. При проверке, спустя год после переписи, выяснилось, что шалкинская мордва скрыла пять человек: двоих взрослых и трех детей. Аналогичные случаи были и в Калмантае, где не указали семь человек, в деревне Илюшкиной скрыли 12 человек, случаи утаивания были и в других населенных пунктах округи.

Пострадали ли в результате вскрытия утайки старосты Мурзайка Шукшин, Алмакай Шалкин и Оська Ведяшев, неизвестно, но в солдаты точно никого из деревни не забрали. Скорее всего, чиновники получали взятку и за сокрытие людей, и за то, чтобы «замять» дело, когда обман раскрывался. Любопытно, что один из старост, Алмакай Шалкин , сын основателя деревни, спустя три года после дела об утайке, в переписной книге 1723 года, показан увечным. При этом нет сведений, что увечье он получил в результате наказания, это могло произойти и по другой причине, на охоте или в результате какого-то несчастного случая.

Читателю наверняка будет интересно из каких мест переселились основатели Шалкино и Илюшкино Шалка Петаев и Илюшка Алакаев "с товарищи"?

Исследование ревизских сказок и переписных книг позволяет сделать вывод, что мордва, основавшая Шалкино, Илюшкино, Старый Пичеур, Найман, Холстовку и Раштановку, имеет общее территориальное происхождение, а значит и общие родственные связи в прошлом. Первые жители указанных сел переселились в Узинский стан Пензенского уезда (на территорию современного Павловского района) из мордовских деревень Присурья, таких как Пичеуры, Старый Найман, Маресева (Саранский уезд), Палатовка (Синбирский уезд). Подтверждение этому находим в текстах переписных книг начала 18 века, где некоторые жители деревни Илюшкиной указаны как «сходец Синбирского уезду деревни Палатовки» или «сходец Саранского уезду деревни Старого Найману». Очевидно, что название села Найман также связано с переселенцами из Старого Наймана. Крестьяне, переселившиеся из деревни Пичеуры Саранского уезда назвали свое новое место жительства именем родной деревни - так появилась еще одна деревня с названием Пичеур (теперь - село Старый Пичеур). Конкретных сведений о месте выхода Шалки Петаева найти не удалось, но так как эта группа мордвы пришла вместе с мордвой Илюшки Алакаева, то вероятно они также как и илюшкинцы прибыли из деревень Старый Найман, Палатовка или какой-то другой мордовской деревни, располагавшейся в указанном районе.

Как же сейчас называются эти населенные пункты, откуда прибыли первопоселенцы Шалкино и других мордовских деревень современного Павловского района? В деревне Палатовка из переписных книг начала 18 века мы без труда узнаем современное село Палатово Инзенского района Ульяновской области. Старый Найман – это село Старые Найманы Большеберезниковского района республики Мордовия, деревни Маресева и Пичеуры это современные села Большое Маресево и Пичеуры Чамзинского района республики Мордовия.

Все эти населенные пункты располагаются на расстоянии 200 километров к северо-западу от современного Павловского района, в восточной части республики Мордовия и на западных границах Ульяновской области. Все указанные селения, кроме Палатовки, являются соседними населенными пунктами.

Ревизские сказки Узинский стан Пензенский уезд Шалкино
Ревизские сказки Узинский стан Пензенский уезд Шалкино
Ревизские сказки Узинский стан Пензенский уезд Шалкино

                    Фото ревизской сказки деревни Шалкина 1719 года

Занятия первых жителей. Обложение ясаком.
   Основными занятиями переселившейся мордвы были бортничество (лесное пчеловодство в естественных или специально выдолбленных дуплах), охота на бобра, рыболовство. Если их предки ранее приходили на реку Калмантай только в сезон и исключительно для занятия лесными промыслами, то мордве Шалки Петаева и Илюшки Алакаева земля была отведена «в посоп и в оброк». Это означает, что переселившиеся крестьяне занимались уже не только промыслами, но и возделывали землю. Основными культурами были рожь и овес. Осенью, либо в начале зимы ясачные люди должны были привезти в Пензу условленное количество зерна (оброк «в посоп») и выплатить денежный оброк.

Ясаком облагались не отдельные люди, а дворы. Объем взносов в пользу казны с каждого двора зависел от величины земельных угодий, которыми распоряжалась семья или несколько семей, живших одним двором. По данным 1723 года самым большим ясаком в деревне Шалкиной был обложен двор Шукшиных, к которому относился и староста деревни Мурзайка Шукшин. Они платили «полясака с четвертью» и соответственно владели самым большим земельным участком. Следующие по величине были участки земли во владении Кузьки Томилкина и Чертайки Кучемасова, их ясак составлял «четверть с получетвертью». Двор Якова Алексеев был обложен четвертью ясака, остальные дворы платили по полчетверти ясака.

За время правления Петра I размер ясака постоянно увеличивался. В последние годы ХVII века, во время заселения Шалкино и Илюшкино, денежный оброк в Среднем Поволжье с одного ясака составлял около 1 рубля. Размер посопа в конце ХVII в. равнялся на территории Пензенского края одной четверти ржи и столько же овса с человека. Вероятно, одна четверть составляла около 390 кг в современной системе измерения сыпучих веществ.

Нужда в денежных средствах для строительства флота, обустройства армии, строительства Петербурга, ведения Северной войны приводила к увеличению податей. Налоговое бремя ясачных людей стало возрастать. В начале XVIII столетия резко увеличились окладные ясачные денежные и натуральные сборы, появилось множество сверхтабельных, новоположенных сборов. С 1704 по 1723 г. ясачные крестьяне Среднего Поволжья платили с ясака около 7 руб. деньгами, по 2 четверти ржаной муки, по осьмине ржи и по четверти овса. По сравнению со второй половиной XVII в. денежная часть оклада ясака в номинальном выражении увеличилась в 7 - 8 раз, а с учетом обесценения денег в первой четверти XVIII в. - примерно в 4 раза, продуктовая часть ясака возросла почти в 2 раза.

Суммы податей становились совершенно невыносимыми. Все это вынуждало некоторых первопоселенцев бежать из деревни в другие края, где контроль со стороны государства был более слабым. При проведении переписи 1719 года выяснилось, что в 1713 году из деревни бежали три двора: Нуштайка Кечатов с женой и сыном Польдяйкой и с братьями Налманайкой и Налиской с сыном Родайкой Налманайкиным и с женой Налманайки; Родяйка Пурасев с женой и с сыном Сарайкой; Емалка Русяев «пропал на вечно» (вероятно тоже бежал), а жена его Вежава бежала.

На смену сбежавшим в деревню прибывала новая ясачная мордва, вероятно находя условия проживания в Узинском стане более благоприятными, чем на своей родине. В период с 1719 по 1723 год в Шалкино прибыло пять мордовских семей. Это Елисей Павлов, сын Ковалев, 46 лет, с детьми, братья Елисея - Ануфрий, 40 лет, и Иван, 35 лет, также с детьми, а также семьи братьев Анисима и Андрея Ивановых. Всего 16 человек мужского пола (сколько с ними прибыло женщин не известно). Нужно отметить, что все вновь прибывшие имели христианские имена. Возможно, они уже приняли крещение, либо давно уже проживали рядом с русским населением и переняли русские имена.

Стремясь к увеличению доходов государства, правительство Петра I вводит в России с 1724 г. подушное обложение. Отныне подати, сборы и повинности собирались не со дворов, а с рабочих душ мужского пола. Ясачные крестьяне Среднего Поволжья также были переведены на подушную подать. Для уточнения количества налогоплательщиков за год до реформы была проведена дополнительная перепись всех жителей мужского пола. К неудовольствию жителей, но к счастью историков, ведь благодаря этому мы имеем еще один источник информации, дополняющий перепись 1719 года.

Согласно переписной книге 1723 года «В деревне Шалкиной мордовских 14 дворов, в них мужеска полу кои в подушный оклад положены 49 [душ], в том числе умерших две [Миловайка Сейтов и его малолетний сын Сарайка], увечных три» [Алмакай Шалкин, Яков Алексеев слеп, Семен Сыродеев слеп].
«У них же вновь рожденные дети после сказок 719 году кои в подушный оклад не положены восемь [душ]».

Таким образом, несмотря на появление новых жителей, население деревни за 26 лет, прошедших с момента ее основания, увеличилось не значительно. Жителей мужского пола в деревне Шалкиной, согласно переписи 1723 года, было 55 человек (31 взрослых, 16 детей в возрасте 5-16 лет и 8 новорожденных). Количество дворов при этом уменьшилось на два.

От взносов в казну освобождались только самые малолетние младенцы. Дети 5-6 лет уже считались рабочими душами и облагались налогом. От подушной подати не освобождались даже умершие. По установленным правилам родственники (а возможно и вся община, если у умершего не было родственников) вносили за них платежи в казну. Только при проведении следующей переписи все умершие за период между ревизиями вычеркивались из списка налогоплательщиков. Следующая ревизия к слову была проведена только спустя 20 лет, в 1743-1747 годах. Затем ревизии проводились примерно каждые 15 лет.

По данным второй ревизии 1743-1747 г.г. население деревни резко увеличилось, причем более чем в три раза. Между ревизиями (между 1723 и 1743 годами) в Шалкино переселяются:

1) «причисленные после переписи до нынешней генеральной ревизии» Мосейка Яковлев (5 чел мужского пола); Милован Яковлев (3 чел), братья Веряска и Девятка Тимодеевы с семьями, всего около 10 человек мужского пола;

2) Группа мордвы «новокрещен» (то есть недавно принявших крещение) из деревни Пишли Саранского уезда (современное село Мордовская Пишля Рузаевского района республики Мордовия). Интересный факт: Мордовская Пишля является мокшанским селом. Получается во второй четверти 18 века к эрзянам, пришедшим с Шалкой Петаевым, подселилась группа мордвы-мокши. Таким образом, мордовская община в Шалкино состояла из смешанного эрзянско-мокшанского населения в которой эрзяне составляли большинство населения, а мокша меньшую часть.

3) Одна семья переселилась из Арзамасского уезда, из мордовской деревни Макатериной (Макатеряка?). Идентифицировать данный населенный пункт не удалось, т.к. сложно прочесть название деревни. Единственное похожее название из современных населенных пунктов в районе г. Арзамас имеют села Большой и Малый Макателем Первомайского городского округа Нижегородской области. По информации из интернета в Макателеме живет обрусевшая мордва, так что вполне возможно это и есть мордовская деревня Макатерина или Макатеряк.

4) Семьи Михайлы и Алексея Андреевых переведены на жительство в деревню Шалкину из г. Пензы. Не иначе как за какой то проступок.

5) «Да из города Саранска недействительные церковники, написанные в прежней переписи в том городе Иван, 30 лет, и Василий, 28 лет, Ивановы».

Всего по переписи 1743-1747 г.г. в деревне Шалкиной значилось 177 душ мужского пола.


Знамена мордвы (тешкс).
Мордовские старосты подписывали поданные сказки (списки населения) особыми знаками, которые в документах называются «знамена». Сами они называли эти знаки «тешкс». Обычно в конце поданной сказки стояла следующая запись: «[Должность и имя писца] по велению мордвы старост (далее следовали имена старост и их знаки) с товарищи знамена их отписал».

Интерес представляет то, что эти знаки использовались не только для подписи документов, но и как метки, которыми отмечались угодья (участки леса, пашни, лугов и т.п.), принадлежащие роду . Они наносились на домашнюю утварь, орудия труда, одежду и т. д. Особо важную роль «знамена» играли в связи со спецификой бортничества - традиционного занятия мордовских крестьян. Это весьма древняя форма примитивного пчеловодства, при котором «пчелы не сосредотачиваются на пчельнике, а живут в естественной обстановке в лесных деревьях, пользуясь природными, им нарочно приготовленными, дуплами. При этом способе пчелиные семьи, принадлежавшие одному хозяину, раскидывались часто на огромные пространства, чем и объясняются широкие границы бортных ухожаев. Для избежания недоразумений каждый владелец метил деревья с принадлежавшим ему роем своим родовым знаком, так называемым «знаменем».

Тешксы, знамена, тамги, закрепляя собственность за той или иной крестьянской семьей, в представлениях мордвы, одновременно сохраняли ее, как бы доглядывали за ней и сторожили. Эти суеверия объяснимы. В старину любой знак вызывал священный трепет, тем более имеющий отношение к имуществу другого рода.


Знамена старост деревни Шалкиной
Знамя рядового старосты Алмакая Шалкина из ревизской сказки 1719 г.   Знамя старосты Мурзайки Шукшина из ревизской сказки 1719 г.
Знамя рядового старосты Елдыша Шалкина из переписной книги 1723 г.   Знамя рядового старосты Оськи Ведяшева из ревизской сказки 1719 г.
Знамена рядового старосты Моская Петаева из переписной книги 1723 г.       Знамена старосты Ганьки Смольнеева из переписной книги 1723 г.    

Знамена старост деревни Илюшкиной
Знамя старосты Антона Петаева из ревизской сказки 1719 г.   Знамя рядового старосты Илюшки Алакаева из ревизской сказки 1719 г.

Как мы видим почти на всех «гербах» старост шалкинской и илюшкинской мордвы присутствует такой элемент, как «глаз». Согласно этнографам, которые занимались изучением мордовских «знамен», «глаз» это самый распространенный элемент, встречающийся в знаках мордвы в актах и переписных книгах 16-18 в.в. Это далеко не случайно. Когда хозяин отсутствовал, со «знамени» за происходящим следили «глаза». Они в соответствии с магико-религиозными представлениями выполняли обереговую функцию, «сторожили» собственность. Подтверждением этой версии является то, что на груди мордовской женской рубахи «покай», на затыльной части головного убора «златной» расположены «сельмть» («глаза»), по замыслу вышивальщиц, выполняющие функцию оберега от сглаза и порчи. В суеверном сознании человека средневековья знак в виде «глаза» работал во много раз сильнее любых законов и кар.

Знамена первых жителей Шалкино и Илюшкино имеют схожие элементы. Это говорит о том, что все они состояли в близком родстве.

Родовой «герб» братьев Алмакая и Елдыша Шалкиных вероятно перешел к ним от их отца Шалки Петаева, основателя деревни. Этот знак идентичен знамени, которое использует другой житель деревни - Москай Петаев. При этом Москай не был братом Шалки (смотрите таблицу ниже). То есть это именно родовой знак, а не знак семьи.

Рисунок из трех кружочков это очень распространенный культовый символ, встречающийся у угро-финских народов и у многих народов Сибири. В литературе он получил название «шайтанская рожа». Знак является сакральным изображением какого-то языческого бога. Верхние кружочки обозначают два глаза, нижний кружок – нос.

Знамя Оськи Ведяшева представляет собой изображение «птицы» с элементом «шайтанская рожа». «Герб» старосты Мурзайки Шукшина – «птица» и два «глаза». Ганька Смольнеев, который сменил Мурзакая Шукшина на должности старосты, пользуется знаменем со схематичным изображением «рогатины». Возможно, это обозначение того, что его род специализировался на охоте на крупного зверя.

Знамя старосты деревни Илюшкиной Антона Петаева также представляет собой три кружочка, расположенных в один ряд. Самый сложный знак у Ильи Алакаева – основателя деревни Илюшкиной. Он представляет собой смесь остальных тешксов – «дерево», четыре «глаза» и «рогатина».

Необходимо отметить, что Илья дожил до переписей 1719 и 1723 года. По переписи 1719 года ему 65 лет. По каким то причинам он значится не основным, а рядовым старостой. Вероятно ввиду преклонного возраста. Основной староста Илюшкиной деревни Антон Петаев, и все шалкинские старосты в то время находились в возрасте 30-40 лет. В переписи 1723 года Илюшка Алакаев присутствует в списке жителей деревни, указан его возраст 69 лет, но он уже не является и рядовым старостой.

Знамя Илюшки Алакаева, которое вобрало в себя «гербы» других родов и шалкинской, и илюшкинской мордвы, говорит о том, что вероятно именно он занимал главенствующее положение в иерархии мордовских переселенцев.

Для сравнения публикую и предлагаю посмотреть на «знамена», употреблявшиеся мордвой из других деревень: Найман, Пичаур, Телятникова (современные села Найман и Старый Пичеур Павловского района и с. Телятниково Николаевского района Ульяновской области). В знаменах мордвы деревни Найман мы встречаем все те же «глаза», весьма похожие на знаки шалкинской и илюшкинской мордвы. Это может служить еще одним подтверждением, что первые жители Наймана, Шалкино и Илюшкино являются выходцами из одной местности, а именно деревни Старый Найман Саранского уезда (современное село Старые Найманы Большеберезниковского района республики Мордовия).

Знамя старосты деревни Телятниковой Рузанки Ильмяшева («шайтанская рожа») полностью повторяет знамя Шалки Петаева. Возможно это указание на какие-то родственные связи между мордвой Шалкина и Телятникова. При этом знак «шайтанская рожа» весьма распространен не только у мордвы, но и у многих других народов. Вполне возможно, особенно учитывая, что при составлении «знамен» используются довольно простые элементы, что какие-то «знамена» повторялись, использовались разными, не родственными друг с другом представителями мордовского народа.

В одном подробном исследовании мордовских знаков содержится информация, что «знамена», подобные шалкинским и илюшкинским, были в употреблении в 17 веке среди мордвы деревни Баева Подгородная Алатырского уезда. Это современное село Баево Ардатовского района республики Мордовия. Это еще одна версия возможной прародины мордвы, основавшей Шалкино, Илюшкино, Найман.


Знамена старост других мордовских деревень
Знамя старосты деревни Найман Леонтия Бектянова из ревизской сказки 1719 г.   Знамя рядового старосты деревни Найман Микиты Матясова из ревизской сказки 1719 г.
Знамя старосты деревни Пичеур Сидора Зиновьева из ревизской сказки 1719 г.   Знамя рядового старосты деревни Пичеур Биюша Кудряшева из ревизской сказки 1719 г.
Знамя старосты деревни Телятниковой Рузанки Ильмяшева из ревизской сказки 1719 г. Знамя рядового старосты деревни Телятниковой Бировайки Степанова из ревизской сказки 1719 г. Знамя рядового старосты деревни Телятниковой Степана Козеева из ревизской сказки 1719 г.

В РГАДА (Российский государственный архив древних актов) мне удалось найти шесть документов первой половины 18 века со списками жителей Шалкино и других сел и деревень Узинского стана Пензенского уезда:

1) Ревизская сказка 1719 года в 2 экз. (оригинал и копия)(мужчины);
2) Переписная книга 1719 года (жители обоего пола), с указанием, кто в каком дворе живет, и сколько ясака в год положено платить каждому двору.
3) Дело 1720 года о жителях, утаенных от переписи 1719 года;
4) Переписная книга 1723 года (мужчины);
5) Переписная книга 1723 года, положенных в подушный оклад (мужчины);
6) Ревизская сказка 1743-1747 г.г. (мужчины).

На основе этих переписей я составил таблицу первых жителей деревни Шалкиной обоих полов. В эту таблицу не включены:
- семьи, бежавшие из деревни в период между 1709 и 1719 г.г.;
- семьи, переселившиеся в деревню после 1719 года.

Первые четыре поколения ясашной мордвы деревни Шалкиной по материалам ревизских сказок и переписных книг 1719 - 1723, 1743-1747 г.г.
Главы семейств, основатели деревни ШалкинойДети основателей, второе поколение переселенцевРазмер ясака, которым был обложен двор
(данные 1719 г.)
Внуки основателей, первое поколение, рожденное на шалкинской земле Правнуки основателей, второе поколение, рожденное на шалкинской земле
Шалка Петаев умер в период между 1709 и 1719 г.г. Елдышка Шалкин,
(1678 - до 1743)
во времена переписи 1723 г. рядовой староста деревни
Двор№1: полчетверти ясака Кудаш Елдышев
(1699 - после 1747)
Зинька Кудашев
(1719 - после 1747)
Матрена, жена Шалки, ум до 1719 г. Софья Родионова, жена Елдыша (1680 - ????) Канова Смольняева, жена Кудаша (1699 - ????) Степан Яковлев, сын Кудаша Елдышева (1726 - после 1747)
Иван Иванов, сын Кудаша Елдышева (1731 - после 1747)
Земец Елдышев
(1703 - после 1747)
Семен Кондратьев, сын Земца (1740 - ????)
Абектяш Елдышкин
(1707 - после 1747)
Ертай Елдышев
(1713 - после 1747)
Алмакай Шалкин,
(1683 - до 1743)
во времена переписи 1719 г. рядовой староста деревни
Инатка Алмакаев
(1704 - после 1747)
Нестер (1730 - после 1747)
Сняма Еряшева, жена Алмакая (1681 - ????) Назар Яковлев (1732 - после 1747)
Род Сейтовых Миловайка Сейтов
(1688 - между 1719 и 1723)
Двор№2: полчетверти ясакаСарайка Миловайкин
(1717 - между 1719 и 1723)
Милава, жена Миловайки (1690 - ????) Адман Миловайкин
(1719 - после 1747)
Еделька, умер между 1713 и 1719 Моксайка Еделев (1691 - после 1743) Двор№3: полчетверти ясака Шигайка Моксаев
(1723 - после 1743)
Настасья Мучинеева, вторая жена Едельки, мачеха для Моксайки, 1669 - после 1719 Кондратий Марков, сын Моксая Еделева
(1725 - после 1743)
Иван, сын Моксая Еделева
(1734 - после 1743)
Семен Иванов, сын Моксая Еделева (1737 - после 1743)
Евка Еделев (1706 - после 1743) Алексей, сын Евки Еделева (1740 - ????)
Славка Еделев, в переписи 1719 утаен (крещен как Яков Тереньев) (1713 - после 1743)
Смольней, умер до 1719 Ганька Смольнеев (1688 - после 1743)
во времена переписи 1723 г. староста деревни
Двор№4: полчетверти ясакаДоронька,
сын Ганьки Смольнеева (1723 - после 1743)
вдова, Курзай Тодгаева, 1668 - после 1723 Цегама Недяева, жена Ганьки после переписи 1719 Петр Степанов,
сын Ганьки Смольнеева (1729 - после 1743)
Степан Яковлев,
сын Ганьки Смольнеева (1736 - после 1743)
Осташка,
сын Ганьки Смольнеева (1738 - после 1743)
Ермошка Смольнеев (1698 - после 1743) живет в том же дворе, в другой избе Семен Анисимов
сын Ермошки Смольнеева (1727 - после 1743)
Реутка
сын Ермошки Смольнеева (1728 - после 1743)
Матешка
сын Ермошки Смольнеева (1733 - после 1743)
Налка Максаев, 1668 - после 1723 детей мужского пола у Налки Максаева не было Двор №5: полчетверти ясака
Керева Вешкянова, жена Налки, 1668 - после 1723
Никита Максаев (1689 - после 1743), младший брат Налки Максаеваживет в том же дворе, в другой избе Григорий, сын Никиты Максаева (1723 - после 1743)
Винава Васильева, жена Никиты Максаева
(1689 - ????)
Козьма Яковлев, сын Никиты Максаева (1727 - после 1743)
Еряска, сын Никиты Максаева (1728 - после 1743)
Григорий Васильев, сын Никиты Максаева (1731 - после 1743)
Матвей, сын Никиты Максаева (1737 - после 1743)
Тангай (Тингай, Тагай), умер до 1719 Казайка Тангаев, покрещен после 1723 как Исай Тимофеев (1684- после 1743)Двор№6: размер платы ясака не указан Горовка, дочь Казайки
Налява Базаева, жена Казайки (1686 - ????). Вышла замуж за Казайку после смерти первого мужа Лукошки Леонтьева Щайка Казаев, пасынок Казайки, сын Налявы Базаевой и Лукошки Леонтьева, приемный сын Казайки (1707 - после 1743) Данила Кондратьев, сын Щайки Казаева
(1736 - после 1743)
Боярка, сын Щайки Казаева (1741 - после 1743)
Степан, сын Казайки Тангаева, (род. после 1719 - ум. между 1737 и 1743) Иван Иванов, внук Казайки Тангаева, сын Степана
(1737 - после 1743)
Петай Тангаев (1663 - после 1723) Двор№7: четверть и полчетверти ясакаДосайка Петаев
(1695 - после 1723)
Винтава, жена Петая Тангаева, умерла до 1723 Авдава Стякина (1695 - ????), жена Досайки Петаева
Маскайка Петаев (1689 - после 1743)
во времена переписи 1723 г. рядовой староста деревни
Костяйка Маскаев
(1722 - после 1743)
Алена Юпаева, после переписи 1719 жена Маская Петаева (1690 - ????) Немай Маскаев (крещен Яков Васильев) (1738 - ????)
Сурайка Маскаев
(1740 - ????)
Тингай Тангаев (1688 - между 1731 и 1743) В переписи 1719 г. утаен, запись о нем и его сыне Игошке находим в деле об утаенных жителях деревни Игошка Тингаев (1718 - ????) Илья Игнатьев (1743 - ????)
Ломака Тингаев (1724 - после 1743) Миняш Ломакин
(1745 - ????)
Мустафа Ломакин
(1746 - ????)
Каптяй Тингаев (1726 - после 1743) Николай Яковлев, сын Каптяя
Шиндяй Тингаев (1728 - после 1743) Дмитрий, сын Шиндяя Тингаева (1746 - ????)
Лаврентий Никитин (1731 - после 1743), сын Тингая Тангаева
Маскай Тингаев (???? - умер между 1732 и 1743) Петр Яковлев, сын Маская Тингаева (1732 - ????)
Томилка, умер до 1719 Куська Томилкин
(Кузьма Томилин)
(1687 - после 1743)
Двор№8: четверть с получетвертью ясака дочь Тишама (1717 - ????)
Татьяна Борисова, жена Куськи (1688 - ????) Иван Козьмин
(1722 - после 1743)
Савка Козьмин
(1732 - после 1743)
Кечемас, умер до 1719 Чертайка Кечемасов
(1679 - до 1743)
Двор№9: четверть с полполучетвертью ясака Купряшка Чертайкин
(1703 - после 1743)
Еремка Купряшкин
(1726 - после 1743)
Сналтава Аспикяева, жена Чертая (1681 - ????) Викясь, дочь Чертая
(1721 - ????)
Савка Купряшкин
(1726 - после 1743)
Нелгонзя Купряшкин
(1728 - после 1743)
Иван Гордеев
(1736 - после 1743)
Зинька Купряшкин
(1742 - после 1743)
Иванай Чертайкин
(1696 - после 1747)
Тряка Чертайкин
(1706 - после 1747)
Кирей, сын Тряки
(1740 - ????)
Вялша, сын Тряки
(1745 - ????)
Сельбака Чертайкин
(1716 - после 1747)
Алешка, сын Чертайки Кучемасова, крещеный
(1726 - после 1747)
Тяпа, умер до 1719 Петайка Тяпин
(1693 - между 1723 и 1743)
Двор№10: полчетверти ясакаПотява, дочь Петая
(1721 - ????)
Наратва Родаева, жена Петая (1793 - после 1723),
женились после переписи 1719
Ведяш, умер до 1719 Оська Ведяшев
(1683 - до 1743)
во времена переписи 1719 г. рядовой староста деревни
Двор№11: четверть и полчетверти ясака Костяйка Оськин
(1707 - после 1743)
Степан Семенов, сын Костяйки Оськина
(1733 - после 1743)
Сакава Латкова, жена Оськи (1687 - ????) Индава Оськина
(1709 - ????), дочь Оськи Ведяшева
Трофим, сын Костяйки Оськина (1736 - после 1743)
Мирошка Ведяшев,
брат Оськи, умер до 1719
Левша, сын Костяйки Оськина (1743 - ????)
Москай, умер до 1719 Проняйка (он же Купряшка Васильев или Купряшка Васькин) (1699 - после 1743) Двор№12: полясака с четвертью // За весь род Шукшиных (дома 12,13,14) указана общая плата Васька, сын Купряшки Васильева (1722 - ????)
Боярка, жена Моская
(1653 - после 1723)
мать Проняя, Нуштая и Мурзакая; вероятно у Проняя был один отец, у Нуштая и Мурзакая другой отец
Татьяна Никитина, жена Проняя (Купряшки)
(1699 - ????)
Нуштайка Шукшин
(1682 - между 1723 и 1743)
Двор№13: Пуреська Нуштаев (1713 - после 1743) В переписи 1719 г. утаен, запись о нем находим в деле об утаенных жителях деревни и в последующих переписях Иван Иванов, сын Пуреськи Нуштаева
Лапава, жена Нуштайки Шукшина (1684 - ????)
Мурзайка Шукшин
(1678 - между 1727 и 1743)
во времена переписи 1719 г. староста деревни
Двор№14: Пуреша (также указан как Муреша) Мурзакаев
(1714 - после 1743)
Усевка Милушева, жена Мурзайки Шукшина
(1678 - ????)
Плакятка, сын Мурзайки Шукшина
(1727 - после 1743)
Семен, сын Плакятки Мурзакаева (1744 - ????)
Яков Алексеев (1673 - умер между 1734 и 1743), перешел из д. Илюшкиной в Шалкину между 1719 и 1723 г.г. Двор№15: четверть ясака Васька (также указан как Вертяшка и Лашкай), сын Якова Алексеева
(1704 - после 1743)
Иняйка, сын Лошкая
(1733 - ????)
Марья Петрова,
жена Якова Алексеева
(1672 - после 1723)
Нуянза, сын Якова Алексеева (1717 - после 1743)
Ватка или Усуватка, сын Якова Алексеева
(1726 - после 1743)
Василий Радионов
(1742 - ????), сын Усуватки
Емельян Яковлев
(1728 - после 1743)
Штай, сын Якова Алексеева (1734- после 1743)
Петай Кипин (Петай Непаев)
(1690 - между 1723 и 1743)
В переписи 1719 г. утаен, запись о нем находим в деле об утаенных жителях деревни и в последующих переписях
Петрушка, сын Петая
(1726 - после 1747)
Усуватка, сын Петая
(1735 - после 1747)


На главную страницу


Использование материалов сайта, только с разрешения правообладателя © Shalkino.ru
Автор-составитель:
Глушенков Виталий
E-mail: ulnsk@yandex.ru
Тел.: 8 9510 93 48 83