Особенности развития селений Павловского района в конце 19 – начале 20 в.в.

Для населения района характерно наличие четырёх основных народов Поволжья: русских, татар, мордвы, чуваш. В начале 20 века, в процентном соотношении население семи северо-западных волостей Хвалынского уезда, селения которых в большинстве своём составляют современный Павловский район, распределялось следующим образом: 44% - русские; 32% - мордва; 16% - татары и 8% - чуваши.

Русское население было абсолютно преобладающим в Безобразовской, Павловской, Шаховской волостях, мордовское – в Старопичеурской волости, татарское – в Шиковской (за счёт двух крупных татарских селений, относившихся в то время к этой волости – Старый и Новый Мостяк). В Шалкинской и Старочирковской волостях проживало смешанное русско-мордовско-чувашское население. Во всех сёлах, относившихся к Вольскому уезду, за исключением Муратовки (татары) было русское население.

Селения имели большую по современным меркам численность населения. Самыми крупными сёлами (по данным 1912 г.) были: Шаховское (4818 чел.), Шалкино (4476 чел.), Павловка (4244 чел.), Илюшкино (4171 чел.), Шиковка (2906 чел.), Калмантай (2880 чел.). Остальные сёла имели численность ~ 1000-2000 человек. Немногие сёла, имевшие небольшую численность населения (до 400 человек), впоследствии по различным причинам перестали существовать. Это Штаб, Голицыно, Кадыковка, Старая Камаевка.

Основным занятием населения по-прежнему оставалось земледелие, но развивались также промыслы и торговля. Главная причина развития промыслов и торговли заключалась в малоземелье. В ремесле люди искали приложение своему труду и дополнительный источник существования. Развивающийся в стране капитализм всё больше проникал и в жизнь деревни и по-своему перекраивал её патриархальный быт.

Вот как характеризовал Павловку страховой агент Т.М. Устименко, который производил там, в 1903 г., социально-экономическое и противопожарное обследование:

«Павловка представляет значительный торговый, кожевенно-заводской и кустарно-промышленный центр. Не только две трёхдневные ярмарки (22 октября и в неделю «Всех святых»), но и бывающие каждое воскресенье базары чрезвычайно многолюдны, и на них съезжается население из далёкой округи. Из кустарных промыслов здесь особенно развиты: валяльный, рукавичный, шорный, раздельный (разделка кож под юфть) и, главным образом, сапожный.

Что касается экономического положения, то в общем население можно считать зажиточным, хотя здесь в большинстве случаев отсутствуют обычные для сельского населения признаки зажиточности: скота и посева во многих дворах совсем нет, разстройка домов небольшая и ничем не напоминает дворов земледельческих . При подворном исследовании, произведённом в 1897 г. ветеринарным отделением, в Павловке из 603 наличных семей зарегистрировано только 18 хозяйств (~3%) с 3-5 головами рабочего скота, 151 хозяйство (28%) без всякого скота и 373 хозяйства (61,8%) без рабочего скота; семей без посева зарегистрировано 361, или 60%.

Промышленность отодвинула на второстепенный план интересы земледелия и приучила население постоянно обращаться с деньгами. Вне земледельческим заработком пополняются интересы фиска, потребности семьи и хозяйства... Здесь самая благодарная почва для развития с одной стороны – нищеты, а с другой стороны – кулачества, поэтому не редко рядом с зажиточностью можно встретить крайнюю нищету» .
(См. Устименко Т.М. Село Павловка Хвалынского уезда Саратовской губернии. Саратов, 1904, стр. 5-6).

Ещё одной особенностью населения района являлась конфессиональная неоднородность. Большинство русского, мордовского, чувашского населения придерживалось ортодоксальной православной веры. Часть населения района составляли раскольники. Нужно отметить, что Вольский и Хвалынский уезды, к которым относились рассматриваемые нами селения, были самыми раскольничьими на территории Саратовской губернии. Число раскольников составляло в середине 1880-ых г.г. 21,2 тыс. чел. в Вольском уезде и 16,7 тыс. чел в Хвалынском уезде. Самое большое количество раскольников проживало в Шаховском, Павловке, Кадышевке, Калмантае. старообрядческие общины были также в Илюшкино, Шалкино, Безобразовке, Шиковке. Большинство старообрядцев были приверженцами спасова согласия, также были беглопоповцы (в Шаховском и Шалкино) и раскольники поморского толка (в Калмантае и Шалкино) .
(См.: Населённые места Российской империи в 500 и более жителей с указанием всего наличного в них населения и преобладающего вероисповедания по данным всеобщей переписи населения 1897 г. С-Пб., 1905).
Для рубежа ХIX - XX в. была характерна тенденция к переходу местных раскольников в православие, о чём свидетельствуют данные метрических книг, которые велись при православных храмах района .
(См.: ГАУО, Ф134).

Всё татарское население исповедовало ислам. На территории Павловского района в начале 20 века находилось две мечети – обе в Татарском Шмалаке.



На главную страницу